Реклама

Алвис Херманис считает гастроли необходимой закалкой для артистов

07.09.2011

Алвис Херманис считает гастроли необходимой закалкой для артистов

МОСКВА, 25 апр - РИА Новости, Наталия Курова. Всемирно известный режиссер Алвис Херманис, под управлением которого прошли гастроли в Москве Нового Рижского театра, считает показы спектаклей в другой стране второй премьерой постановок и необходимой закалкой для артистов.

Показ спектакля в другой стране - это как еще одна премьера. Это другие условия, другие отношения с залом. Гастроли артистов очень закаляют, они выводят их на другой уровень интенсивности игры. Театр на гастролях растет, мужает.

Ну и, кроме того, встреча с новым зрителем, общение с ним глаза в глаза, обмен энергетикой - это самое главное для театра, единственного существующего живого искусства, - сказал Херманис в интервью РИА Новости.

Спектакль Звук тишины Нового Рижского театра завершил Сезон латвийской культуры в России. Но уже летом, как сообщил, предваряя последний спектакль, глава Роскультуры Михаил Швыдкой, Большой театр откроет в Риге Сезон российской культуры в Латвии.

Новый Рижский театр, гастроли которого в Москве организовал фестиваль NET, показал три спектакля: Соня, Латышские истории и Звук тишины - последняя по времени премьера театра, возглавляемого Херманисом.

По его словам, он привез спектакль Соня, поскольку москвичи видели уже эту работу и она очень популярна в России. Как он полагал, Звук тишины тоже будет интересен для жителей российской столицы, которые видели спектакль Долгая жизнь. Звук тишины является своеобразным продолжением Долгой жизни - действие происходит в той же рижской квартире, с теми же героями, только на 40 лет раньше.

Звук тишины рассказывает о юности наших родителей, об особенном времени - эпохе конца 60-х годов, когда людей еще объединяла идея коллективного счастья, утопия, которая возможна только на территории искусства, например в театре, - рассказал Херманис.

Третий спектакль, который в эти гастроли показал Новый Рижский театр, - это Латышские истории. По мнению Херманиса, эта работа слишком локальная в географическом смысле, и скорее не спектакль, а опыты, которые в большей степени интересны для профессионалов - молодых режиссеров и актеров.

Постановка стала своеобразным представлением работы с актерами в Новом Рижском театре. Артисты находили героев каждой из этих Латышских историй в реальной жизни и пытались представить это в сценической форме.

Я стараюсь стимулировать творческий потенциал своих актеров. Я боюсь своим жестким видением, планом прервать их творческие каналы и, таким образом, как бы самому сознательно отсечь возможность рождения во время репетиций чего-то непредвиденного, возвышенного и прекрасного. Актер должен чувствовать себя свободно, и тогда он становится соавтором спектакля в буквальном смысле. Поскольку я сам по образованию актер и достаточно страдал от режиссерского авторитарного произвола, то терроризировать актеров не хочу, - пояснил Херманис.

Сейчас режиссер приступил к работе в Театре Наций в Москве с русскими артистами над спектаклем по рассказам Шукшина. На вопрос насколько отличается работа с русскими артистами от своих, латышских, Херманис сказал:

Пока было всего шесть репетиций, но у меня уже есть ощущение, что мне довелось работать с исключительными актерами, гроссмейстерами в своем деле. С ними не надо обсуждать каких-то профессиональных моментов, а нужно говорить только по существу. И у нас для этого есть главный предмет - сами рассказы Шукшина, которые настолько просты и сильны, что там не надо ничего придумывать, главное не испортить того, что создал автор.

По мнению Херманиса, шукшинские рассказы универсальны - эти истории могли произойти где угодно: в латышской, финской деревне и даже в американском ранчо у ковбоев.

Но мы будем создавать спектакль про русскую деревню и не будем переводить это на язык эсперанто. Для этого в конце лета мы вместе с артистами отправляемся на родину Шукшина, где будем изучать атмосферу той жизни, знакомиться с его героями, для того чтобы более точно и более подробно передать это в театре. Я вообще не способен делать спектакль про людей и времена, про которых мало знаю, - отметил Херманис.

Премьера уже назначена на октябрь месяц, а что касается названия, то, как сказал режиссер, этот вопрос еще обсуждается, но он назвал бы этот спектакль просто - Рассказы Шукшина.

Параллельно с московскими постановками Херманис работает еще над несколькими спектаклями в Риге.

Я привык, что в работе у меня всегда несколько постановок, и вот сейчас один из спектаклей будет по русской пьесе Александра Володина Пять вечеров, а второй спектакль будем создавать про латышскую деревню. Актеры будут собирать материал, а осенью мы посмотрим, что из этого можно будет сделать. В планах у меня и постановка Шинели Гоголя, - рассказал Херманис.

Режиссер много ставит русской классики: это и Гоголь, и Достоевский.

Русская литература полна страстями. Люди отличаются от роботов именно тем, что они делают ошибки - есть у них такая уникальная способность, а герои русской литературы совершают эти ошибки как-то особенно поэтически, - пояснил Херманис.