Реклама

Магия звука. Эквализация микса

28.12.2011

Есть пять случаев, когда вы можете использовать эквалайзер во время сессии звукозаписи. В первом случае каждый звук эквализируется индивидуально во время записи на мультитрековый магнитофон. Второй раз, во время предварительного прослушивания и записи наложений, вы можете проверить эквализацию каждого звука относительно остальных. В третий – перед результирующим микшированием, каждый звук, опять-таки, может быть эквализован индивидуально. Особенно важно, чтобы все завершающие штрихи были сделаны во время прослушивания микса как единого целого. И, наконец, иногда небольшая эквализация вносится во время процесса мастеринга. Это эквализация всего микса в целом, и, если работа до мастеринга проделана хорошо, в ней нет необходимости.

Первый шаг процесса звукозаписи – эквализировать каждый трек индивидуально. Большинство инженеров начинают с барабанов. В прежние времена возникла целая школа знаний о том, как не следует применять эквалайзер на этом этапе, возникшая благодаря печальному опыту инженеров по звуку, из-за того, что очень трудно вернуть испорченный звук в нормальное состояние и получить в результате хороший микс. Таким образом, важно корректно эквализовать каждый звук во время записи на мультитрек. В наши дни также стараются эквализовать звук во время записи, чтобы получить уже на первом этапе качество CD, и в этом есть ряд важных преимуществ.

Во-первых, лучше поднять высокие до попадания звука на ленту, иначе впоследствии вы, пытаясь поднять высокие частоты, также будете вынуждены увеличить шумы ленты магнитофона.

Во-вторых, гораздо лучше сразу же достигнуть нормального звучания и сосредоточиться в следующих стадиях на других моментах работы со звуком.

В наши дни большинство групп, особенно те из них, кто записывается на основных лейблах, привыкли, что уже на первой стадии можно получить звучание качества CD. Так что, если вы достигнете сразу же такого качества записи, во время наложений все будут им просто восхищаться. Великолепный микс инициирует креативность. Если звук не такой хороший, как хотелось бы, вы можете слышать что-то вроде: «Ну ничего, ребята, я исправлю это при сведении». Особенно важно сразу же получить великолепную запись, потому что последующие наложения могут длиться месяцы.

Профессиональный инженер предварительно вычисляет, каким должен быть каждый звук в отдельности, чтобы впоследствии занять правильное место в миксе. Для этого вы должны визуально представить себе финальный микс и затем представить, какое место в нем занимает каждый из звуков. Но, если вы не слышали группу раньше, вы не можете себе представить, как может звучать финальный микс. Большинство инженеров эквализируют звуки так, что они звучат «хорошо» (натурально или «необычно»). Но проблема в том, что понятие «хорошо» разное для разных видов музыки, песни и людей. Как бы то ни было, обычно стараются сделать так, чтобы звук не был слишком мутным, надоедливым или скучным.

Следующий этап, когда необходимо проверить эквализацию каждого звука – это предварительное прослушивание. Вы можете сделать звуки более или менее подобными. Вы можете сделать звучание солирующих инструментов более выделенным, чтобы они могли захватить внимание. Вы можете добавить больше баса определенным инструментам, чтобы прибавить танцевальности или возбудить слушателя.

Совершенно необходимо, чтобы вы проверяли относительную эквализацию каждого инструмента в каждом частотном диапазоне. Количество времени, которое вы будете затрачивать на такую проверку зависит от самой группы. Некоторые группы хотят записаться за несколько часов и имеют мало терпения (или денег). Другие тратят недели в поисках правильного звука и эквализации до того, как начнут записываться на мультитрек. Хорошая идея в этом случае – собрать группу за день до сессии, вручить им наушники, показать, как управлять эквалайзером и пойти домой. На следующий день все будет готово и все будут свежими и отдохнувшими. Также хорошо бы поговорить с группой предварительно и объяснить им, для чего вы собираетесь тратить кучу времени на работу со звуком. В этом случае они не будут выглядеть усталыми и разочароваными, ожидая начала записи, ведь они тоже хотят звучать так хорошо, насколько это возможно.