Реклама

Магия звука. С чего начинается студия?

28.12.2011

Говоря о коммерческих студиях, невозможно обойти стороной вопрос выбора подходящего помещения и подготовки его к студийной работе. Здесь - решение вопросов звукоизоляции, акустики, дизайна и экологии. Огромное значение имеет качество применяемых звукоизоляционных материалов и технологий. Ведь в любом городе существует невероятное количество источников шума и вибраций. И если в повседневной жизни удается в большей или меньшей степени привыкнуть к шуму проезжающих автомобилей или грохоту трамвайных колес, то как быть при записи, когда урбанистические звуки требуются лишь как пикантные элементы музыкальных композиций?

Понятно, что при наличии нескончаемого финансового потока возникают неограниченные возможности. Но чаще всего проблема заключается в том, что помещение для студии не приходится выбирать, а желания укладываются в "прокрустово ложе" бюджетных соображений. В таких ситуациях приходится постоянно изыскивать наиболее экономичные и эффективные решения проблем..

Как и многое другое, студия начинается с вешалки. А если серьезно, то, на мой взгляд, студия базируется на трех равноценных факторах. Это - люди, помещение и аппаратура. Причем, если баланс между этими составляющими нарушается, то студия начинает работать неэффективно. Хотя, конечно, при плохом помещении аппаратура может нивелировать минусы акустики. А если малофункциональна аппаратура, то персонал должен быть готов к недельной работе над тем, что в благоприятных условиях делается за день. В то же время, недостатки аппаратуры в некоторых случаях могут компенсироваться акустическими возможностями помещения.

Если говорить в материалистическом плане (мистический здесь также присутствует, но это отдельный разговор), то существует несколько критериев выбора помещения для сдудии. И прежде всего необходимо понять, на кого студия рассчитана? Студия для богатых людей может располагаться, например, в лесу, где клиент находится на охраняемой территории, а его досуг продуман вплоть до собирания грибов, высаженных по рассчитанной траектории за пять минут до их сбора. Малые же коммерческие студии рассчитаны на исполнителей среднего достатка, поэтому логично располагать их в удобном и легко досягаемом месте. Даже при наличии автомобиля передвижение, например, по Москве сегодня серьезно затруднено, поэтому студия должна располагаться на разумном расстоянии от метро. Окружающий ландшафт также играет не последнюю роль, то есть должно быть приятно пройти от метро до студии, настраиваясь на творческую волну.

В идеале, студия должна располагаться как можно дальше от магистралей, особенно от железнодорожных-трамвайных путей и метро - источников низкочастотных вибраций, с которыми очень трудно и дорого бороться. Желательно выбирать здания, выполненные из массивных элементов с толстыми стенами. Подвальные помещения старых кирпичных зданий со сводчатыми перекрытиями также являются весьма подходящими.

Наличие вспомогательных помещений не менее важно, чем сами студийные площади. Сюда входит офисная часть, где в спокойной обстановке можно обсудить какие-то вопросы. Должно быть предусмотрено место для отдыха. А если студия небольшая, то комната отдыха может быть совмещена с офисной частью. Естественно, туалет. Для работы в летнее время года желателен душ. Чисто студийная часть включает в себя, как минимум, два помещения. Это - аппаратная, где расположен пульт и другое оборудование, которым управляет звукоинженер, и акустический модуль (их может быть несколько), в котором работает исполнитель. В случае наличия сильношумящих и требующих серьезного охлаждения устройств рекомендуется иметь еще одно изолированное аппаратное помещение, оборудованное воздуховодами.

Если площадь помещения 300 - 400 метров, то главной рекомендацией будет построение массивных толстых стен из кирпича и бетона. Однако при таких решениях, достигая хорошей изоляции воздушного шума, не удастся избежать структурных шумов, поскольку мощные конструкции являются хорошими проводниками вибраций (например, от лифта). Поэтому при проектировании подобных стен необходимо делать виброразвязанные узлы примыкания стены к полу и перекрытию. В таких случаях можно добиться очень хорошей звукоизоляции, доходящей до 70 дБ.

Если же вопрос о строительстве стен не стоит, и нужно увеличить звукоизоляцию уже имеющегося помещения, то традиционным решением является установка легких звукоизоляционных плит.. Помещение одевают в деревянный каркас, который заполняют утеплителем (пенопласт в этом случае - самая бесполезная вещь, а наиболее эффективный материал - супертонкое стекловолокно) и закрывают гипсокартоном. Однако, такие меры весьма неэффективны, ибо увеличивают звукоизоляцию не более, чем на 4 дБ. Проводниками шумов здесь являются жесткий каркас и шурупы, с помощью которых звукоизолирующая конструкция крепится к защищаемой стене.

Установка легких дополнительных стен на некотором расстоянии от защищаемой стены дает более высокую звукоизоляцию, поскольку отсутствуют жесткие связи между стенами. Однако такая конструкция также имеет существенные недостатки: пусть новая стенка и не касается защищаемой стены, но она опирается на боковые стены, пол и потолок. А данные поверхности тоже могут быть источниками шума и, будучи жестко соединенными с легкой стенкой, передают на нее звуковые вибрации.

На протяжении последних двух-трех десятков лет устройство дополнительной стенки (комнаты в комнате) предлагается как один из самых эффективных способов дополнительной звукоизоляции. Практически же воплотить эту идею довольно сложно. Акустически эффективная дополнительная стенка получается, с точки зрения строительства, мягкой и совершенно непрактичной. Жестко же закрепленная конструкция не вызывает эксплуатационных нареканий, но имеет низкую дополнительную звукоизоляцию.

Обратим внимание и на другой аспект звукоизоляции. В процессе записи участвуют как минимум два человека. Это - исполнитель и звукоинженер. Поэтому в профессиональной студии обязательно должны быть как минимум два изолированных помещения: аппаратная и акустический модуль.

При больших размерах помещений можно говорить о собственной специфической реверберации определенного акустического модуля. Существуют компании, получающие заказы на запись основных треков только благодаря удачной естественной реверберации их акустического модуля. В тоже время, для малых студий говорить о естественной реверберации модуля не имеет смысла. Например, контрабасовая волна в небольшом акустическом модуле просто не уляжется. Поэтому в малых студиях акустический модуль должен быть максимально "глухим", не имеющим отражающих стен, дабы записывать только прямой, но никак не отраженный сигнал.

Проблема вентиляции и кондиционирования - одна из самых важных. Существуют дорогие решения - покупка специальных бесшумных кондиционеров и установка "закрученных" воздухопроводов. Можно использовать и достаточно тихие бытовые кондиционеры, которые работают в аппаратной всегда, а в акустическом модуле - в перерывах между записями.