Реклама

Банси Кол: мы везем в Большой театр "Лотос с тысячью лепестков"

11.07.2011

Банси Кол: мы везем в Большой театр "Лотос с тысячью лепестков"

Более полутора сотен индийских танцовщиков из дюжины коллективов исполнят 3 сентября лучшие танцы народов Индии на сцене Нового Большого театра в Москве. О московском представлении, о настоящем и будущем индийского народного танца корреспонденту РИА Новости рассказал постановщик грандиозного гала-концерта Банси Кол.

 Фотографии предоставлены Индийским советом по культурным связям

Характер танца имеет свои корни в социальной среде возникновения. Так, танцы скотоводов отличаются большим элементом вращения

- Как родилась идея танцевального гала-концерта Тысячелепестковый лотос, которую вы представите на сцене Большого театра вниманию московской публики и президентов двух наших стран?

- В Индии проживает больше тысячи народов и народностей. Это жители сел, городов, городков.

В их среде бытуют различные формы танца: классический, полуклассический, современный.

Идея "Тысячелепесткового лотоса" в том, что взглянуть на Индию как на великое множество лотосов. Для этого мы отобрали танцевальные формы из самых разных уголков Индии.

В программе представлено искусство Гималаев и горных краев, пустынь Раджастхана и равнин Пенджаба, где произошла "Зеленая революция", индийского побережья в штате Керала. Штаты Манипур и Ассам представляют северо-восток, Махараштра - запад страны.

- Что рассказывают зрителю танцы народов Индии, как они возникали?

 Фотографии предоставлены Индийским советом по культурным связям

Более полутора сотен танцоров из Индии представят танцы народов этой огромной страны в Москве на сцене Нового Большого театра

- Характер танцев зависит от типа общества. Большая часть искусств имеет свою социальную основу. Достаточно взглянуть на танцы народов, культивирующих пшеницу, - например, на пенджабский танец Бхангра. Этот энергичный танец выражает радость от урожая и дух коллективности.

Танцы жителей районов, где занимаются рисоводством, - например, танец Биху из Ассама - имеют свою специфику. Она связана с тем, как двигается человек, собирая рис. Для этих танцев более характерны движения бедрами, они более чувственные.

Танцы регионов, которые занимаются скотоводством, - Махараштры, Раджастхана - отличаются от танцев крестьян. В них больше элементов вращения.

Орисса, например, представлена на концерте храмовым танецем, в котором люди поклоняются богу.

- Около 10 лет вы непрерывно путешествовали по городам и селам Индии, работая с местными артистами. Велик ли сегодня интерес молодежи к народным танцам? Кто сейчас исполняет народные танцы в Индии?

- Индийскую молодежь я делю на три категории: молодежь из мегаполисов, ребята из городков и поселков и сельскую молодежь. Первая мало интересуется народной традицией и больше ассоциирует себя с западной культурой. В малых городах больше интересуются Болливудом. Сельская молодежь все еще ищет себя.

 Фотографии предоставлены Индийским советом по культурным связям

Здесь представлены артисты из разных уголков Индии от Гималаев до южного берега страны

Наши коллективы в основном состоят из ребят и девушек из небольших городков, из деревень. Жители крупных городов интересуются главным образом современными танцами.

Основная масса индийских народных танцев исполняется вовсе не представителями высших каст, не браминами, а выходцами из низших каст, крестьянства, коренных народностей.

- Неужели молодежь из высших каст не хочет танцевать с ребятами из простых сословий?

- Среди людей искусства в Индии не принято спрашивать, как в политике, из какой ты касты. В этом отношении артисты в Индии - гораздо большие социалисты, чем политики.

- Какое будущее ждет народный танец в Индии?

- Если пустить дело на самотек, лет через 40 народных танцев может и не остаться. Но их надо во что бы то ни стало сохранить - они отражают общественную мудрость, тогда как современные танцы, по своей сути, сугубо индивидуальный вид искусства.

- Какой проект вы бы хотел подготовить совместно с российскими артистами?

 Фотографии предоставлены Индийским советом по культурным связям

Дюжина коллективов из самых разных уголков страны покажет разнообразие индийской народной культуры

- Двадцать лет назад на фестивале индийской культуры в Москве я готовил танцевальные постановки. Тогда мы выступали на улицах, в парках: в Измайловском парке, и Парке Горького. Посмотреть на наше представление приходили тысячи людей. Многие подходили после концерта, знакомились, приглашали выпить.

И сегодня мне хотелось бы сделать постановку танца с русскими и индийскими артистами, подготовить программу. С ней можно было бы выступать как в наших двух, так и в третьих странах. Это сблизило бы наши народы.